Меню Сайта
Страницы
Категории раздела
Мультипликаторная катушка [2]
Безинерционная катушка [9]
Инерционная катушка [1]
Прочее [2]
Статьи
[11.09.2014]
Рыбацкий барометр Капитан FBR-007 
[08.02.2014]
БЛЕСНА “ПОПРЫГУНЬЯ” 
[08.02.2014]
Мастырка 
[08.02.2014]
Ловим леща со льда 
[14.03.2012]
Ловля на пенопласт 
[26.02.2012]
Рыбачьте с нами - Ловля карпа весной на поплавочную удочку 
[26.02.2012]
Рыбачьте с нами - Ловля карася весной на поплавочную удочку 
[26.02.2012]
Рыбачьте с нами - Ловля леща с лодки 
[27.12.2011]
Рыба кисло-сладкая 
[11.06.2011]
Донная удочка с резиновым амортизатором 
[03.06.2011]
«Клевое Подмосковье» — Фильм 4 
Фотоальбом
Мы против
Наш опрос
Ваш любимый способ ловли
Всего ответов: 794
Статистика
Зарег. на сайте:
Всего: 949
Новых за месяц: 0
Новых за неделю: 0
Новых вчера: 0
Новых сегодня: 0
Из них:
Администраторов: 1
Модераторов: 1
Проверенных: 3
Обычных юзеров: 940
Из них:
Парней: 889
Девушек: 60
Счетчики:
Онлайн:
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Сегодня нас посетили:
Главная » Статьи » Катушка » Безинерционная катушка

"РАЗБОРКА" С КАТУШКАМИ. Часть II. ТОРМОЗ

Газета "РЫБАК РЫБАКА" № 28, 2001

В предыдущем номере газеты мы разбирали один из узлов катушки, которому многие рыболовы не придают должного внимания. Это узел лесоукладывателя. Я надеюсь, что смог убедить вас в важности этого узла, по которому можно составить себе достаточно верное представление о классе катушки и от которого во многом зависит долговечность, надежность и удобство катушки.

Теперь я предлагаю вам рассмотреть еще один "непопулярный" механизм катушки - тормоз. Многие рыболовы даже не интересуются его работой при покупке катушки. А зря! Трижды зря!

Во-первых , тормоз - это первый помощник рыболова при вываживании рыбы. От того, насколько надежно он страхует вас при рывках крупной рыбы, во многом зависит, сумеете ли вы добыть трофей, или нет.

Во-вторых , тормоз страхует механизм катушки от перегрузок, не дает сорвать шестерни или сломать ручку.

В-третьих , при критических нагрузках тормоз предохраняет ваше удилище от поломки, а леску от обрыва.

Вот, оказывается, насколько важен этот узел. Соответственно, и настройка его должна производится очень тщательно.

РЕГУЛИРОВКА

Разрешите перед технической частью еще немного отвлечь ваше внимание и рассказать о правилах регулировки тормоза. Итак, регулируя тормоз (или, как еще говорят, фрикцион), следует включить на катушке антиреверс, пропустить леску через ролик лесоукладывателя и кольца удилища. Закрепив конец лески за неподвижный предмет, производить плавные потяжки удилищем, понемногу затягивая фрикцион (по часовой стрелке). Когда вы почувствуете, что достигли предела разрыва лески (или поломки удилища), ослабьте тормоз минимум на 1/4 - 1/2 оборота (запас, необходимый для преодоления первоначальной инерции при рывке). Под чрезмерной нагрузкой леска должна автоматически сходить со шпули, чем гарантируется сохранность удилища, лески и механизма катушки.

ТОРМОЗА ПЕРЕДНИЙ И ЗАДНИЙ

Наиболее известны две разновидности тормоза: передний и задний. Вокруг них, чаще всего, и ломаются копья: какой модификации отдать предпочтение? Постараюсь разобраться не предвзято, тем более, что, и в самом деле, не отдаю предпочтения какой-либо одной из этих конструкций.

фрикционный тормоз (фрикцион) Итак, передний тормоз (рис. 1) . Считается более силовым и, следовательно, надежным, за счет того, что, во-первых, конструктивно не удлиняет катушку (следовательно не увеличивает межосевые расстояния), а во-вторых, имеет больший размер шайб, его составляющих. Эта силовая направленность косвенно подтверждается и тем фактом, что на всех крупных, морских катушках стоит исключительно передний тормоз. Еще один плюс - большая плавность регулировки, нежели у конкурирующей модификации. С другой стороны, есть и минусы. Так, передний вариант тормоза, делает замену шпули довольно трудоемким и, главное, небезопасным занятием. Вам необходимо открутить барашек тормоза, снять шпулю, поставить новую, потом вновь закрутить барашек. Делать это в походных условиях, а тем более, на воде чревато потерей пресловутого барашка. Также немаловажно, что шпуля в сборе с передним тормозом, существенно дороже "пустой" шпули. Если вы имеете две шпули, то, таким образом, вы купили и два комплекта тормозных шайб. В последние годы конструкторы, стремясь устранить эти недостатки, предложили замечательное по своей простоте решение - картриджная система замены шпуль. Весь механизм, также как и "юбка" шпули, выполнены отдельно от так называемого картриджа - самой бобины, на которую наматывается леска. Замена картриджа, имеющего байонетное крепление (как на объективах фотоаппаратов), - дело секундное.

Далее о недостатках. Предположим, что вы ловите с сильно ослабленным фрикционом. В этом случае, шпуля, не будучи плотно прижата, люфтит, что не способствует хорошей намотке лески. Здесь конструкторы также нашли приемлемое решение - фигурная, с двумя ступенями вставка под шпулю, жестко закрепленная на оси. Шпуля, со своей стороны, имеет два различных по диаметру посадочных отверстия, в которые дополнительно могут быть вставлены бронзовые втулки. Однако, подобные конструкции существенно удорожают изделие. Наконец, довольно сложно совместить дизайнерские требования и удобство пользования. Удобство требует большого, грубого регулировочного барашка, который легко крутить мокрыми, а зачастую и замерзшими пальцами. К сожалению, дизайну часто отдается предпочтение, и красивый и стильный барашек оказывается довольно неудобен.

На мой взгляд, передний фрикцион в большей степени, чем задний, требователен к жесткости оси. В случае с задним тормозом шпуля вращается совместно с осью. Передний же тормоз подразумевает жестко закрепленную ось, на которой и будет вращаться шпуля. Тонкая ось, изготовленная из дешевых материалов, имеет, в этом случае, больше шансов согнуться. Есть и чисто психологический аспект. Многие рыболовы боятся, что во время борьбы с рыбой, если потребуется дополнительная регулировка переднего фрикциона, то стягивающаяся со шпули леска обмотается вокруг пальцев. Это, конечно, абсолютная глупость, но, тем не менее, пересилить себя многие не в состоянии.

задний фрикцион Скорее всего, психологический фактор и удобство и стали причинами того, что большим спросом пользуются катушки с задним тормозом (рис. 2) . Большая надежность в большинстве случаев отступает на задний план: подавляющая масса рыболовов просто не оценит, да и не заметит этой "теоретической" надежности. Плавность работы заднего тормоза у современных катушек также находится на высоком уровне. Это обеспечивается большим количеством шайб, что компенсирует их сравнительно небольшой диаметр. Сами шайбы изготавливаются из современных материалов (например, тефлон), которые обеспечивают длительную и надежную работу механизма. Большой и удобный в работе барашек, дополняет удобство.

Так что, если вы ловите много и часто, а особенно, крупную, сильную и быструю рыбу (отнюдь не щучек и судачков), то я бы, основываясь на общей тенденции, советовал передний фрикцион. Во всех остальных случаях, тип фрикциона, на мой взгляд, не принципиален.

"ТОРМОЗ БОРЬБЫ"

Помимо двух традиционных и широко распространенных конструкций, существуют и менее известные. Так, у определенного круга рыболовов пользуется успехом оригинальный "тормоз борьбы", тяга которого выполнена в виде рычага (Рис. 3) . Разработан он был для рыболовов-фанатов, которые ловят крупную рыбу на тонкие и сверхтонкие лески. Чтобы вы могли себе составить представление об их достижениях, приведу пример: щука и карп весом до 5 кг на леску диаметром 0,08 мм! Для таких экстремальных рыбалок необходимое условие - полный контакт с рыбой и мгновенная реакция на любое изменение в ее поведении. Тут уж некогда перехватывать и крутить тормоз. Мгновение - и леска порвана, а добыча ушла. Рычаг, как спусковой крючок ружья, находящийся под указательным пальцем рыболова, позволяет мгновенно и достаточно точно ослаблять, или наоборот, затягивать фрикцион. Помимо рычага, эти катушки имеют традиционный барашек преднатяжения тормоза, расположенный в верхней части корпуса катушки. Интересен этот тормоз и для обычного рыболова, который стремится совершенствовать свое мастерство и получать от борьбы с рыбой максимум удовольствия. Еще одно неоспоримое преимущество этой конструкции сказывается при заведении рыбы в подсак. Любому рыболову, наверное, случалось упустить рыбу, когда победа была практически в руках. Недостаточно утомленная, или собравшаяся с последними силами рыба, увидев подсак, делает последний рывок... И вы не успеваете совладать с нею на короткой леске! Обидно, неправда ли! "Тормоз борьбы" позволяет укротить самого неподатливого и хитрого обитателя водных глубин.

БАЙТ-РАННЕР

Очередная специфическая конструкция тормоза - так называемый "байт-раннер". Наиболее удобна эта система при донной и поплавочной ловле таких рыб, как щука, судак, карп. Вспомните, как щука берет живца. В большинстве случаев она хватает его поперек, потом, возвращаясь в свое укрытие, переворачивает его головой вперед, и заглатывает. Если щука, взявшая живца, почувствует сопротивление, то может бросить его, и прости-прощай столь долгожданный трофей. То же может произойти и с другими рыбами. Конструкция "байт-раннера" позволяет отключить предварительно отрегулированный основной фрикцион катушки. При этом шпуля свободно вращается, стравливая леску при потяжке рыбы. Катушки оснащены дополнительным тормозом, которым регулируют подторможивание шпули в зависимости от ветра, волны, силы ожидаемой поклевки. Дополнительное удобство - электронный сигнализатор поклевки, который подает звуковой и световой сигнал, как только шпуля начинает сдавать леску. Дальнейшие действия рыболова просты: он берет удилище в руки, выждав определенное время, поворачивает ручку или опускает рычаг, включая тем самым основной тормоз, и производит подсечку. Последующая борьба с рыбой происходит по традиционной схеме.

* * *

Кроме выше описанных конструкций лет двадцать назад было распространено и другое оригинальное решение: барашек регулировки был расположен непосредственно на оси ручки, что, согласитесь, очень удобно. Механизм тормоза, состоящий уже тогда из 7 (!) шайб, действовал (по типу автомобильного сцепления) непосредственно на трансмиссию, обеспечивая замечательную плавность работы.

В борьбе за плавность и точность фрикциона, используются не только передовые инженерные решения, но и самые различные материалы. Это и фетровые диски, и различные пластмассы, и пробка со специальной пропиткой, и тефлон, и тефлон с карбоновым наполнителем, и даже магниты.

Какой бы ни была конструкция фрикциона и материалы, его составляющие, основные требования к нему - это плавность и точность регулировки, позволяющие подстраивать его под самые различные разрывные нагрузки. Хороший задний тормоз позволяет сделать 3-3,5 полных оборота барашка (от минимума до максимума), передний - от 4 до 5 оборотов. Но есть и растянутые "сверх -тормоза", позволяющие делать до 9 полных оборотов! Обязательным условием грамотного решения узла фрикциона должно быть удобство его регулировки и, наконец, тормоз не должен обладать тенденцией к самозатягиванию.

Заканчивая описание узла тормоза безинерционной катушки, хочу дать вам напоследок практический совет - после каждой рыбалки, а особенно, если катушка будет долго находится в бездействии, максимально ослабляйте тормоз. Этой нехитрой операцией вы предохраните тормозные шайбы от преждевременной деформации и продлите срок службы механизма фрикциона

Категория: Безинерционная катушка | Добавил: _-WINNER-_ (19.11.2009)
Просмотров: 11554 | Рейтинг: 1.7/3
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Это вы
Гость

Сообщения:

Группа:
Гости
Время:03:33
Обмен баннерами
Мы будем вам признательны, если вы разместите нашу кнопку у себя на сайте. Если вы хотите обменяться с нами баннерами, пишите в гостевую книгу:



Мини-чат
Друзья и счетчики
Погода
Календарь рыбака

Календарь клева рыбы
Анекдот
Анекдоты

Рыбалка в г. Белая Церковь © 2017Создать бесплатный сайт с uCoz